https://sammlung.staedelmuseum.de/en/work/elieser-und-rebekka-am-brunnen
https://www.flickr.com/photos/mazanto/20038385062/in/photostream/
доска 44,5х59см, темпера, масло. В январе 2020–го, мною, была найдена информация о наличии, в одном из музеев Германии, рисунка Генриха Наеке, который можно считать копией данной картины.
Картина «Ревекка и Елизар»
Картина «Ревекка и Елиазар» , доска 44,5х59см., темпера, масло, основа картины - цельная, строганная доска (тополь) , но точный анализ не сделан. Доска выгнута в результате потери влаги по высоте картины. С тыльной стороны доски имеются остатки бумажной этикетки (на которой возможно были данные по картине) и остатки сургучной печати (обычно определяющей владельца картины, т.е. картина была в чей-то коллекции). Состояние доски и красочных слоев позволяют отнести время создания картины к 16-19 векам. Сюжет картины: на картине изображен библейский сюжет встречи у колодца слуги Авраама Елиазара с будущей женой Исаака Ревекой.
Химический анализ: грунт картины однослойный, средней толщины 250-300мкм. Поверх грунта нанесен слой ярко-белой имприматуры толщиной 20-40 мкм. Наполнитель имприматуры – свинцовые белила, связующее – масло. Красочные слои очень тонкие – 3-10мкм. В составе проб обнаружены следующие пигменты: Красный – красная охра Синий – натуральный ультрамарин Зеленый – зеленая земля Белый – свинцовые белила Картина выполнена в смешанной технике: - имрпиматура – масляная, красочные слои – темперные. (анализ- вед. Научн. Сотр. Национального научно-реставрационного центра канд. Хим. Наук – Лугина Л.Н.). Данные хим. анализа позволяют сделать заключение по сеточному анализу красок о времени создания картины – не позднее 18-го века. Так что время картины сужается к периоду: 16-18 века. Также, можно сказать, что картина выполнена по нормам картин 15 века итальянской живописи, в частности, точно соответствует технике Рафаэля.
https://sammlung.staedelmuseum.de/en/work/elieser-und-rebekka-am-brunnen В январе 2020–го, мною, была найдена информация о наличии, в одном из музеев Германии, рисунка Генриха Наеке, соответствующего, исследуемой картине. Наеке (Naecke), Густав Генрих Художник, рисовальщик и иллюстратор, * 4.4.1785 Фрауэнштейн (Рудные горы), † 10.1.1835 Дрезден. (Evangelisch) близкий к кругу «Назарейцы» Штеделевский художественный институт и городская галерея — художественный музей во Франкфурте-на-Майне, одно из наиболее значимых собраний искусства в Германии. В музее находятся 2 700 картин и 600 скульптур, собрание графики составляет около ста тысяч работ Адрес: Schaumainkai 63, 60596 Frankfurt am Main, Германия Телефон: +49 69 605098200 Основатель: Иоганн Фридрих Штедель Дата основания: 1816 г.
Этот рисунок с точностью до миллиметра совпадает с обсуждаемой картиной ,по размерам и изображению. При этом рисунок разбит на квадраты – это делали художники для переноса рисунка на какую то иную основу, как правило, большего размера, чем рисунок. Логично предположить, что Наеке либо держал в руках эту картину и сделал с нее копию, либо перенес этот рисунок на данную картину без изменения ее размеров. Тем более, что стиль, манера письма картин Наеке очень схож , с рассматриваемой картиной. https://www.flickr.com/photos/mazanto/20038385062/in/photostream/
Фигура Рахили на этой картине идентична фигуре Ревеки, на рассматриваемой картине. Задняя группа фигур молодых людей справа идентична фигурам справа на рассматриваемой картине. См. лики молодых людей на этой картине и молодых людей с исследуемой картины (и там и там фигуры справа) Исследуемая картина, выполнена в точном соответствии с техникой и манерой картин Рафаэля. Является ли она картиной кого - то из Назарейцев или, более ранней картиной, написанной в эпоху Рафаэля, требует тщательного исследования. Несомненно одно, в начале 19 века эта картина была «в руках» Назарейцев, то ли приобретенная ими как образец для подражания и копирования, то ли написанная кем то из них - тем, кто наиболее всего подражал Рафаэлю. Так же, несомненно, то, что в 10-ых годах 19 века ее в своих руках держа Генрих Наеке – о чем свидетельствует его рисунок, один в один, повторяющий картину. Можно, также предполагать два варианта, связанных с Наеке. Первый – он автор этой картины. В пользу этого говорит его рисунок, расчерченный под перенос на основу. Второй момент – близость его картин по манере выполнения к этой картине. См., опять же его работу, приведенную выше. Против его авторства, говорят следующие моменты: первый – при переносе картины с рисунка на основу, художник должен был устранить все непроработанные моменты в рисунке – это касается левой части картины
Можно видеть непроработанные фигуры – точно повторенные в рисунке, что и говорит в пользу того, что рисунок является точной копией этой картины, а не картина выполнена по рисунку. Второе это то, что говорит в своем ответе, на мои вопросы по картине сотрудница музея, где хранится и экспонируется рисунок Наеке Freyberger, Regina freyberger@staedelmuseum.de
Dear Sir,
thank you for your email. Unfortunately there is no catalogue for Naeke’s oeuvre. As the drawing is showing a squaring it is likely that it was once used to transfer the drawing either onto a large-scale painting or a fresco. But even Friedrich Boetticher (Malerwerke des 19. Jahrhunderts) who catalogued many works of German 19th-century art, does not mention a painting (or fresco) by Naeke showing Elieser and Rebekka. Without extensive research there is therefore little to be known about the drawing or the painting, or even whether your painting was originally done by Naeke at all. We apologize for not being able to give you any more detailed information. Thank you for your understanding.
With kind regards
Regina Freyberger
Как можно видеть из ее ответа, такой картины не числится среди картин Наеке в каталогах его картин. But even Friedrich Boetticher (Malerwerke des 19. Jahrhunderts
Можно предположить, исходя из биографии художника, что он держал в руках и скопировал, именно данную картину, как значимую для себя и своего творчества, когда он близко сошелся , находясь в Италии, с художниками круга Овербека (одного из лидеров движения «Назарейцы»). Картина «крутилась» в этом круге единомышленников. Таким образом, требуется дальнейшее исследование, для атрибуции представленной картины.
Участник группы «Назарейцы» Юлиус фон Карольсфельд также, скорее всего, держал в руках эту картину и сделал по ее мотивам свою гравюру к Библии.
Я хочу попытаться доказать, что это есть что -то более значимое, в плоть до того,что это утерянный Рафаэль. Назарейцы могли в своих путешествиях по Италии в конце 18 начале 19 веков найти эту картину. И то, что ее скопировал Наеке, говорит о том, что он придавал этой картине особое значение. К сожалению, серьезные галеристы, как правило считают ,что это все домыслы и исследовать и вникать в чужую картину не хотят – поверить что это Рафаель, без серьезных оснований трудно. И им легче «отмахнуться» от исследований, чем поверить в это. И в этом я их понимаю. Мне потребовалось более двадцати лет, чтобы отыскать, хоть какую -то информацию. Это все стало возможным с появлением интернета и цифровизацией картин в музейных собраниях. И есть громадный пласт картин, пропавших во времена войны 1939-1945 годов. И, к сожалению этот пласт информации, пока, мне не доступен . Я хочу съездить во Франквуд- на- Майне и посетить музей, где висит рисунок этой картины, выполненный Наеке, и пообщаться со специалистом и послушать его мнение. Но это в планах.
Сравнительный анализ
Рафаэль Санти(фрагмент) Три грации
Исследуемая картина(фрагмент)
Исследуемая картина(фрагмент)
Рафаель Санти «Сон рыцаря» (фрагмент)
Исследуемая картина(фрагмент)
Рафаэль Санти Св. Георгий (фрагмент)
Краткая структура доказательной базы
Технический анализ (химия, техника исполнения) • Основа: цельная доска, вероятно — тополь (типичный материал Рафаэля). • Имприматура: свинцовые белила, масло. • Краски: натуральный ультрамарин, красная охра, свинцовые белила, зеленая земля — типичный набор для итальянского Возрождения. • Техника: смешанная (имприматура масляная, живопись темперная) — соответствует технике Рафаэля. • Заключение эксперта: дата создания — не позднее XVIII века, по сеточному анализу красок.
Иконографический и стилистический анализ
• Сюжет — встреча Ревекки и Елиазара у колодца (классический библейский мотив).
• Совпадения ликов и композиций с работами Рафаэля:
o «Три грации»
o «Сон рыцаря»
o «Св. Георгий»
• Подробные визуальные параллели (особенно в чертах лиц и позах).
• Сравнительный анализ
•
• Рафаэль Санти(фрагмент) Три грации
•
• Исследуемая картина(фрагмент)
•
• Исследуемая картина(фрагмент)
•
• Рафаель Санти «Сон рыцаря» (фрагмент)
•
•
• Исследуемая картина(фрагмент)
•
• Рафаэль Санти Св. Георгий (фрагмент)
Связь с Генрихом Наеке • Рисунок Наеке в Städel Museum (Франкфурт): абсолютное совпадение по размерам и композиции. • Рисунок расчерчен на квадраты — очевидный инструмент для переноса на другую основу. • Ответ музея: в каталогах работ Наеке нет сведений о существовании его картины или фрески на эту тему. • Вывод: рисунок — вероятная копия с уже существующей картины, а не наоборот.
Контекст Назарейцев • Наеке — связан с кругом «Назарейцев» (Овербек, Карольсфельд и др.). • Картина могла находиться у них как образец «наподобие Рафаэля», возможно — оригинал. • Карольсфельд, вероятно, сделал гравюру на основе этой картины для своей Библии.
Идея утраченного Рафаэля • Война 1939–1945 гг. уничтожила и переместила массу произведений. • Вполне возможно, что один из оригиналов Рафаэля (или его мастерской) попал в руки коллекционеров, затем — Назарейцев, а позже затерялся. • Ценность картины подтверждается тем, что её копировал художник такого уровня, как Наеке.
🔧 Что можно сделать дальше: 📌 1. Составить официальное письмо в Städel Museum • На немецком или английском языке. • С запросом на более подробные данные о происхождении рисунка Наеке. • Уточнить: был ли он копией с оригинала (если есть архивные пометки, когда он попал в музей). 🧾 2. Подготовка к научной публикации или досье для экспертизы • Обобщить в хронологическом порядке: анализ, сопоставления, выводы. • Добавить фотофактуру — сопоставление ликов в виде схем или коллажей. • Включить ссылки на исторический контекст, судьбы утраченных картин. 🧑🔬 3. Подготовить заявку на экспертную экспертизу • В музеи или научные реставрационные институты (например, Opificio delle Pietre Dure во Флоренции, или институции при Ватикане, которые занимаются Рафаэлем). • Также возможны частные эксперты по Рафаэлю (например, связаться через архивы Академии в Урбино или Болонье). ✈️ 4. Визит в музей во Франкфурте • Отличная идея! Если соберёшься ехать, могу помочь составить список вопросов, которые стоит задать куратору лично. • Лучше договориться заранее по почте о встрече и показать, что у тебя серьёзные основания. Список вопросов для визита в Städel Museum (по рисунку Генриха Наеке) 📌 Общие вопросы по рисунку
Известно ли происхождение (provenance) рисунка Генриха Наеке "Elieser und Rebekka am Brunnen"? (Когда, где, откуда поступил? Из частной коллекции? Из собрания Назарейцев?)
Хранится ли в архиве музея информация о контексте создания этого рисунка? (Где он был выполнен: в Италии, в Германии? Есть ли сопроводительные документы, записки?)
Известны ли другие копии или вариации этой композиции в графике или живописи?
Можно ли предположить, что рисунок был выполнен с уже существующей картины? (Учитывая расчерченную сетку, совпадение размеров и деталей).
📌 Вопросы по техническому и визуальному анализу
Проводился ли технический анализ самого рисунка? (Например, анализ бумаги, чернил, методов разметки?)
Есть ли доступ к более высококачественным (HD) сканам или фотокопиям для научного исследования?
📌 Вопросы об атрибуции и возможной связи с Рафаэлем
Есть ли в архиве сведения, связывающие эту композицию с работами Рафаэля или его школы? (Сравнения, искусствоведческие заметки, каталоги?)
Были ли случаи, когда музей рассматривал возможность, что рисунок Наеке — копия с утерянного оригинала эпохи Возрождения?
Была ли картина, соответствующая рисунку, когда-либо зарегистрирована в немецких коллекциях XIX века?
📌 Вопросы по Назарейцам и Карольсфельду
Существуют ли сведения о том, что Назарейцы владели картиной на эту тему или использовали её в обучении?
Известно ли, что Карольсфельд или Овербек делали гравюры по мотивам именно этой композиции? (например, сравнить с гравюрой из его Библии)
📌 Логистика и дальнейшая коммуникация
Можно ли договориться о доступе к архивным материалам по предварительной записи?
Есть ли специалисты, которые могли бы провести дополнительную экспертизу или атрибуцию? (например, искусствоведы, специализирующиеся на Рафаэле или на немецкой графике XIX века)
К кому из сотрудников лучше обращаться по углублённым вопросам — Regina Freyberger или кто-то другой?
✉️ Для удобства общения Рекомендуется иметь с собой: • Распечатки (или планшет с фото) своей картины и её фрагментов. • Распечатку письма от Freyberger. • Документ с техническим анализом (у тебя он уже есть). • Сравнительные коллажи.
✅ 1. Письмо в музей Städel (английская версия)
Subject: Inquiry about Drawing “Elieser and Rebekka” by Heinrich Naeke (Städel Collection) Dear Ms. Freyberger / Städel Museum team, I am conducting independent research on a painting in my possession which corresponds exactly in composition and dimensions to the drawing “Elieser and Rebekka at the Well” by Heinrich Naeke, held in your museum’s graphic collection. The drawing in your collection is squared for transfer, which suggests it may have been copied from a pre-existing artwork. Based on visual and technical analysis, there are strong grounds to believe that the painting I possess predates the drawing and could be the original source. I kindly ask: • Are there any archival records or provenance notes related to this drawing? • Is there any indication of when and where Naeke produced it? • Was the drawing acquired from a private collection or transferred from another institution? • Are high-resolution images available for scholarly comparison? The painting I am studying appears to follow Raphael’s technique and materials closely (tempera over lead white, natural ultramarine, etc.), and may originate from the circle of the Nazarene artists, with whom Naeke was closely associated. I would be most grateful for any assistance or insights your institution could provide. Best regards, [Your Full Name] [Your Contact Information]
✅ 2. Предварительная структура досье для экспертизы или публикации • Название: "Атрибуция картины «Ревекка и Елиазар»: возможная работа Рафаэля или школы Рафаэля" • I. Введение: Цель исследования, гипотеза. • II. Исторический контекст: Назарейцы, Наеке, Карольсфельд. • III. Технический анализ: Основа, состав, техника. • IV. Сравнение с Рафаэлем: Иконография, лики, композиции. • V. Связь с рисунком Наеке: Размеры, совпадения, мнение музея. • VI. Гипотезы происхождения: Назарейцы, Италия, утраченные работы. • VII. Заключение и предложения по дальнейшему исследованию.
🎨 Предварительные визуальные наблюдения ✅ 1. Композиция и ритм • Центральная группа (Ревекка и Елиазар) построена по принципу плавной диагонали, что характерно для раннего Высокого Возрождения. • Фигуры справа создают драматургическую вторую волну движения, как в работах Рафаэля типа «Сна рыцаря» или «Изгнания Илиодора». ✅ 2. Манера письма и характер лиц • Овальные, мягкие, "рафаэлевские" лица у женских фигур — особенно у Ревекки и девушек справа. • Прозрачная драпировка, мягкие тени, свет на лицах — это не барокко, а именно "рафаэлевская ясность". ✅ 3. Классические цвета • Красный и зеленый в одежде — любимая цветовая пара Рафаэля. • Использование натурального ультрамарина, свинцовых белил и охры подтверждает соответствие не только визуально, но и технически (по химическому анализу). ✅ 4. Глубина пространства • Задний план выполнен воздушной перспективой — классический прием Рафаэля, особенно заметный в «Школе Афин», «Св. Екатерине» и других.
Проект досье на картину "Ревекка и Елиазар" Структура документа:
Мини-досье: Стиль Рафаэля и картина «Ревекка и Елиазар» Mini-Dossier: Raphael’s Style and the Painting “Rebekah and Eliezer”
Александр Новиковский, холст, масло,130х90см
Мукий В.Д.,х/м,58х75см,2002год Мукий владимир давидович Родился 22 февраля 1953 года в ростовской области. С 1955 года живет в крыму(Симферополь). C 1969 по 1970 года художественная школа(учитель Куриленко Г.М.).с1970 по 1976 года крымское худ. Уч. им.Самокиша (1971-73 - армия), учителя: Соболь В.П., Шипов А.Н.,Лебенок Л.В., Сизиков Е.В. C 1976г. Работа в производственном художественно-оформительском комбинате. За дизайнерскую работу получил медаль ВПДНХ(Киев) и диплом второй степени (1992). Как живописец - реалист выставлялся по линии с/х СССР на нескольких областных (Симферополь), республиканских (мол. Худ.)(Киев), международной молодежной в Болгарии(1988). С 1987 по 1992 входит в неформальное объединение "Эксперимент" (модернизм), которое затем переросло в "Крымское товариство современного искусства"и было создано, как протест направлениям живописи существующем в союзе художников СССР. (все время находился под контролем КГБ, неоднократно подвергался " беседам" на тему "...а зачем вы рассшатываете устои нашего государтства?". Работы в направлении сюреализма, символизма,неореализма,гиперреализма. Выставки в Симферополе, Львове, Москве, Днепропетровске. Сотрудничество с галереей ARS (москва) работы Мукия находятся в частных коллекциях Англии, Германии, Югославии, Израиля, США, Польши и др. странах. Последние 15 лет(с 1992) живет и работает на Карадаге. За это время участник нескольких десятков концептуальных выставок (концептуальный по Мукию -это нечто творческое отвлеченное от картинности, может быть абсурдное) в Симферополе, Коктебеле(дом-музей Волошина), Феодосии (гал. Айвазовского, музей Грина).художник живо интересуется вопросами архитектуры, скульптуры, литературы, психологии, философии и др. Свою творческую деятельность мастер делит на несколько периодов. Сейчас период "Полифем"(по Фиоктиту).О Мукии много писали и пишут в советской и постсоветской прессе(газетах и журналах). Приведу краткий и далеко не полный перечень публикаций:
46х40 см, картон, масло, справа подпись VK Кумунджиев Виктор, 1949 г.р.
Кумунджиев Виктор Константинович – родился 28 марта 1949 года в городе Губаха Пермской области, Россия. Учился в Киевском художественном институте. Преподаватели: Стороженко Н., Чеканюк В., Шаталин В. С 1980 года участвовал в областных, всеукраинских, всесоюзных художественных выставках. Персональные выставки состоялись в Донецке (1993, 1998), Горловке (2001-02). Член Национального Союза художников Украины с 1989 года. Основные работы: «Рыбный день», «август в деревне», «Беседа» (1991), «Старая», «Свободное время», «Игроки в шахматы» и многие другие. Картины художника представлены во многих музейных и частных коллекциях в Украине и за рубежом.
Николай Глущенко 1970 год, 100х90 см
Константин Николаевич Ефи́мов (1 (14) октября 1910, Одесса — 10 февраля 1989, Москва) — советский художник кино и театра, дизайнер костюмов. Окончил театрально-декорационный факультет Одесского художественного института. С 1937 года работал в кино как художник по костюмам и художник-постановщик. СсылкиБатракова С. Художник в кино // Мосфильм. Статьи, публикации, изобразительные материалы / М. А. Богданов... И. А. Пырьев (глав. ред.) и др. — Вып. 2: Работы над изображением. — М.: Искусство, 1961. — С. 35–47. — 337 с. — 5000 экз.
Мукий В.Д.,оргалит, масло, 40х30см
масло, картон, 20х15 см., 1992 год
Мукий В.Д. картон, масло, 50х20см